Институт экономики и финансов +7 (495) 684-29-94

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон

Сообщение или вопрос


90 ЛЕТ ИНСТИТУТУ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ РУТ (МИИТ)

29 мая 1930 года вышел приказ № 1 по транспортно-экономическому институту (ТЭИ) НКПС, организационно оформивший создание первого отраслевого экономического транспортного вуза. История нашего института. С развитием транспорта в XIX веке возникла широкая потребность не только в инженерных, но и экономических кадрах для отрасли. В 20-е – 30-е годы XX века в ряде крупных экономических вузах общего профиля появились транспортные специализации.29 мая 1930 года приказом Народного...

90 ЛЕТ ИНСТИТУТУ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ РУТ (МИИТ)

29 мая 1930 года вышел приказ № 1 по транспортно-экономическому институту (ТЭИ) НКПС, организационно оформивший создание первого отраслевого экономического транспортного вуза.

История нашего института.

С развитием транспорта в XIX веке возникла широкая потребность не только в инженерных, но и экономических кадрах для отрасли. В 20-е – 30-е годы XX века в ряде крупных экономических вузах общего профиля появились транспортные специализации.29 мая 1930 года приказом Народного комиссара путей сообщения Я.Э. Рудзутака был создан Московский транспортно-экономический институт. Перед институтом была поставлена задача подготовки высококвалифицированных экономистов для железнодорожного, морского, речного и автодорожного транспорта. В числе факультетов института, помимо планового были железнодорожный, водный и автодорожный факультеты, включавшие кафедры по сооружению, содержанию и эксплуатации объектов соответствующего вида транспорта.

На железнодорожном факультете, первым деканом которого был доцент В. А. Егоров, обучение студентов проводилось по четырем специальностям: планово-экономической, финансовой, экономике труда и учетно-статистической.

К 5 сентября 1930 года новый ВУЗ завершил комплектование и приступил к учебному процессу. Институт размещался в районе метро Сокол, обучение велось в барачном здании, общежитие находилось в вагонах на станции Подмосковная.

В этом же году состоялся и первый выпуск: приказом № 71 от 23 ноября 1930 года четверым выпускникам-досрочникам железнодорожного факультета была присвоена квалификация инженера-экономиста транспорта.

За период с 1930 по 1933 год Транспортно-экономический институт подготовил 370 инженеров-экономистов.

Приказом НКПС от 15 июня 1933 года Транспортно-экономический институт совместно с Московским эксплуатационным институтом инженеров железнодорожного транспорта (МЭИИТ), Московским институтом нового железнодорожного строительства (МИИНЖС) были объединены в Московский институт инженеров ж.д. транспорта (МИИТ имени И.В. Сталина), МТЭИ вошел в состав объединенного вуза в форме Инженерно-экономического факультета.

Инженерно-экономический факультет МИИТа работал до 1941 года, когда вуз был эвакуирован в г. Новосибирск. В военное время в эвакуационных условиях подготовка инженеров-экономистов велась на инженерно-строительном факультете.

В годы Великой Отечественной войны преподаватели и студенты Инженерно-экономического факультета вступили добровольцами в действующую армию, работали на предприятиях Москвы и в госпиталях.

Экономический факультет в МИИТе был восстановлен в 1943-1944 учебном году.

В целях обеспечения железнодорожного транспорта кадрами экономистов, Совет Министров СССР своим постановлением от 2 августа 1948 г. разрешил МПС СССР восстановить с 1 сентября 1948 г. Московский транспортно-экономический институт.

Его руководителем стал профессор С. К. Данилов. Позднее институт возглавили Я. М. Жуковский, профессора А. К. Шубников, В. В. Повороженко, Д.Ф. Парфенов и доцент Г.А. Чумаченко. Подготовка инженеров-экономистов и экономистов для железнодорожного транспорта проводилась по специальностям: планирование и организация перевозок; организация грузовой и коммерческой работы; экономика и организация снабжения; финансирование и учет.

Во исполнение постановлениям Совета Министров СССР от 29 августа 1958 г. «Об упорядочении сети вузов и сокращении контингента студентов в г. Москве» и приказа Министра путей сообщения СССР от 3 сентября 1958 г. было признано целесообразным объединить МТЭИ с МИИТом. МТЭИ влился в МИИТ в качестве Инженерно-экономического факультета (ИЭФ).

Деканом объединенного факультета в 1958 г. был назначен профессор С. К. Данилов. Он возглавлял факультет до 1962 г. с 1962 по 1980 г. деканом был профессор И. В. Белов, с 1980 по 1985 г. профессор В. Я. Шульга, с 1985 по 1997 год – профессор М. Е. Мандриков.

В этот период стали оформляться научные школы в области экономических исследований на транспорте, учеными ИЭФ были созданы крупные научные разработки, используемые в хозяйственной практике в трансформированном и усовершенствованном виде до сих пор: методика расчета себестоимости перевозок методом расходных ставок (А.С. Чудов), методика оценки поучастковых затрат на перевозки (И.В. Белов, М.Е. Мандриков, А.М. Шульга, Н.Г. Смехова и др.), методика оптимального размещения производительных сил по критерию минимизации транспортных затрат (Е.Д. Хануков), методика оптимального планирования грузопотоков (В.Г. Галабурда), методика оценки эффективности капиталовложений на железнодорожном транспорте (Б.А. Волков, М.Ф. Трихунков, В.А. Дмитриев, А.Д. Шишков и др.) и многие другие.

Большое научное и методическое значение имело обобщение фундаментальных экономических положений и передовой практики в многочисленных учебниках, подготовленных в тот период: Экономическая география транспорта (С.К. Данилов, 1974 г.), Экономика железнодорожного транспорта (коллектив авторов под руководством Е.Д. Ханукова (1979 г.) и И.В. Белова (1989 г.), Статистика железнодорожного транспорта (под редакцией Т.И. Козлова и А.А. Поликарпова, 1981 и 1990 гг.), Себестоимость железнодорожных перевозок (А.С. Чудов, А.М. Шульга, Н.Г. Смехова и др.). В.Я. Шульгой, А.Д. Шишковым, Ю.Д. Петровым, Р.М. Царевым, А.И. Купоровым и другими были разработаны учебники по экономике отдельных подсистем железнодорожного транспорта: путевого комплекса, локомотивных и вагонных депо, заводов по ремонту подвижного состава, линейных предприятий железных дорог и др.

Большое значение до настоящего времени имеют монографии, осмысливающие опыт развития экономической теории и управленческой практики на железнодорожном транспорте СССР (Транспорт страны Советов, под ред. И.В. Белова, 1987 г., Экономическая теория транспорта в СССР (И.В. Белов и В.А. Персианов, 1993 г.).

В 1993 году МИИТ получил статус университета и новое название – Московский государственный университет путей сообщения. В ходе проводимой в университете в конце 1990-х – начале 2000-х годов административной реформы было проведено укрупнение факультетов и преобразование их в институты с приданием дополнительных функций (дополнительное профессиональное образование, административно-хозяйственная и экономическая деятельность и др.). Пилотным проектом данной реформы стало преобразование Инженерно-экономического факультета в Институт экономики и финансов, при этом была сохранена традиционная аббревиатура – ИЭФ. Первым директором стал профессор М.Е. Мандриков (1997 год), после его безвременной кончины институт возглавила профессор Н.П. Терешина (1997 – 2004 гг.), в 2004 – 2017 годах институтом руководил старший научный сотрудник В.П. Чуприков. В 2017 году институт возглавил профессор Ю.И. Соколов.

В составе ИЭФ в 2005 году была создана Высшая транспортная бизнес-школа – подразделение, реализующее программы бизнес-образования для работников транспортного комплекса. За 15 лет существования ВТБШ выпущено более 500 слушателей МВА, многие из которых стали крупными руководителями в транспортных организациях. Руководит данным направлением профессор З.П. Межох.
В 2018 г. по инициативе профессора О.В. Ефимовой в составе института был образован научно-образовательный центр «ЛИН-академия», сотрудники которого занимаются научным обоснованием и внедрением методов выявления и устранения потерь при реализации бизнес-процессов транспортных компаний, а также реализация программ дополнительного профессионального образования в данной сфере.
В настоящее время ИЭФ готовит специалистов, бакалавров и магистров по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело», «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика», «Лингвистика».

Институт, как и весь университет, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 апреля 2018 года № 156 проводит обучение по самостоятельно утверждаемым образовательным стандартам. Все образовательные программы института являются оригинальными, их содержание и методы реализации, как правило, соответствуют лучшим отечественным образцам.

Научная и учебно-методическая работа института находит отражение в большом объеме публикаций. Ежегодно из-под пера сотрудников ИЭФ выходит более 100 статей в ведущих отечественных рецензируемых журналах и более 50 – в журналах, входящих в международные базы цитирования (Web of Science, Scopus и др.).

В целом дисциплины, профессионального цикла, преподаваемые в ИЭФ, как правило, обеспечены собственными учебниками. Результаты наших исследований публикуются в научных монографиях (как правило – более 10-15 в год).

В рамках международной деятельности преподаватели ИЭФ периодически выезжают для чтения лекций на иностранном языке за рубеж.

В институте функционирует совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» специализации «транспорт» и «строительство». В совете защищаются научно-педагогические работники из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска и других городов нашей страны, а также представители стран ближнего и дальнего зарубежья. За последние 10 лет в совете защищены 4 докторских и 96 кандидатских диссертаций.

В соответствии с общетранспортным вектором развития университета, последние годы ИЭФ расширяет спектр научной и педагогической работы, налаживает сотрудничество с организациями различных видов транспорта. В настоящее время ученые института активно участвуют в реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части создания системы повышения квалификации для работников дорожного хозяйства, ориентированной на обучение применению новых и наилучших технологий. Был разработан «Вводный курс» для повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, по которому прошли обучение более 500 человек. К кругу организаций-партнеров института добавились ГК «Автодор», «РосДорНИИ», аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово», ПАО «Аэрофлот» и другие транспортные организации.

В 2018 году ИЭФ стал членом Национальной платформы открытого образования и разработал, первый в Университете, массовый открытый онлайн курс (МООК) «Экономические основы транспортной деятельности», по которому сейчас обучается более 1000 человек.

В 2019 году на информационной образовательной платформе ИЭФ проходят обучение профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники (свыше 700 человек) по 12 различным программам повышения квалификации в рамках Национального проекта «Образование».

Таким образом, в настоящее время институт вносит значительный вклад не только в развитие Российского университета транспорта, но и всей системы транспортно-экономического образования в нашей стране, а по многим образовательным и научным разработкам соответствует передовым отечественным образцам. Такое положение, базирующееся на результатах работ многих поколений наших предшественников, позволяет нам надеяться на то, что институт и дальше будет сохранять, и укреплять свои позиции в нашем динамично развивающемся мире, а наши разработки будут по-прежнему широко востребованы государством, обществом и бизнесом.

Директор ИЭФ, профессор, доктор экономических наук Соколов Юрий Игоревич


Фото-галерея в формате журнала https://online.fliphtml5.com/raexb/phac/

 

Смотреть все фото на отдельной странице  https://miit-ief.ru/about/foto/