Институт экономики и финансов +7 (495) 684-29-94

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон

Сообщение или вопрос


100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ВЫПУСКНИКА ИЭФ, АБРАМА ВЛАДИМИРОВИЧА КРЕЙНИНА

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ВЫПУСКНИКА ИЭФ, АБРАМА ВЛАДИМИРОВИЧА КРЕЙНИНА

В любой науке есть просто ученые – те, кто внес какой-то вклад в свою специальность, а есть те редкие люди, работы которых определили на каком-то этапе все развитие целого научного направления.

В сфере теории, методологии и практики железнодорожных тарифов таким человеком был Абрам Владимирович Крейнин – доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ, автор важнейших научных работ по тарифной проблематике, которые определили лицо системы железнодорожных тарифов в СССР и в России в 1950–1990-х гг.

Этот человек родился через год после Октябрьской революции, воевал в Великую Отечественную, в 1949-м участвовал в совещании в Кремле у Сталина, в конце 1960-х гг. открывал для себя рыночную экономику по приобретенному «по блату» учебнику Самуэльсона, в 1970-х гг. консультировал нобелевского лауреата по экономике Л. В. Канторовича, в 1990-х гг. вместе со страной переходил к рынку и писал аналитические записки для Бориса Немцова с идеями возродить тарифные съезды.

23 октября 2018 года ему исполнилось бы 100 лет.

Юность

Родился А. В. Крейнин 23 октября 1918 года в г. Ставрополе в семье часовщика. В марте 1932 года вся семья переезжает в Москву. После окончания школы в 1936 г. Абрам собирался учиться на теплоэнергетика, но получил двойку на вступительном экзамене по математике – помог товарищу, а своим билетом заняться не успел. И стал срочно искать другой вуз.Оказалось, что на экономическом факультете МИИТа – недобор. Так будущий классик почти случайно выбрал свою науку.

Сам он говорил о выборе профессии следующее:

– В то время все хотели быть инженерами или техниками. Вообще техника и все, что с ней связано, в то время были на высоте: были популярны инженерные и технические профессии. Я хотел быть теплоэнергетиком. А экономисты были абсолютно непопулярны. Куда там экономистам до теплоэнергетиков! Но тут уже было все равно, лишь бы поступить. И оказалось, что есть недобор на экономическом факультете МИИТа. В МИИТе в то время учились в основном провинциалы. Нас, москвичей, было два или три человека на курс. В МИИТе в то время был очень хороший уровень преподавания, двойки ставили безжалостно.

Диплом студент А. Крейнин писал на тему «Анализ расходов паровозной службы по дорогам сети», причем не просто по данным, предоставленным депо, а поработав инженером-экономистом в планово-производственном бюро паровозного отделения в г. Тернополе.

Времена учебы в МИИТе А. Крейнин вспоминает так:

– В тот период, когда я учился, у меня было впечатление, что больно много у нас в МИИТе «врагов народа» – каждый день кого-то из профессоров и студентов увольняли и арестовывали. В это время поощрялось доносительство. Даже когда я впоследствии работал в МПС, был случай, когда заместитель начальника отдела, в котором я работал (я не буду называть его фамилию, хотя помню) донес на начальника управления, который был арестован и отсидел 17 лет.

Защита дипломного проекта состоялась 17 июня 1941 года. А. Крейнин был единственным в своем потоке, кто получил красный диплом. Но уже 22 июня началась война. Абрам Владимирович говорит, что до сих пор хорошо помнит, как они слушали в МИИТе речь Молотова. У него был выбор ехать по брони в Казахстан или на фронт. Он выбрал «на фронт» и был направлен в Военно-транспортную академию им. Кагановича в Ленинграде. И в декабре 1941-го с присвоением звания лейтенанта, направлен на фронт в составе 105-го Отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. Абрам Владимирович прошел всю войну с декабря 1941 по 1945 год, награжден боевыми наградами.

Работа в МПС

После демобилизации в 1945 году А. Крейнин пришел работать в Центральное грузовое управление МПС.– Но мне не понравилась эта работа. Это же ужас какой-то! Скучно: докладываешь заместителю министра, сколько погрузка, сколько выгрузка. Но меня тянуло к аналитической работе. Меня заметил начальник тарифного отдела Семен Федорович Кучурин и предложил мне: «Так как Вы склонны к кропотливой исследовательской работе, мы хотим Вас пригласить в тарифно-экономический отдел. В отделе у нас нет никого с образованием, одни «практики». А сейчас предстоит большая работа, предстоит тарифная реформа». В итоге я согласился, тем более что жил тогда недалеко – на Новой Басманной, д. 14.

Так А. Крейнин связал свою судьбу с железнодорожными тарифами. Но прежде чем дать согласие на переход в тарифно-экономический отдел, он отправился в МПС-овскую библиотеку, чтобы почитать основные труды по тарифной проблематике. И с удивлением обнаружил, что кроме С. Ф. Кучурина, из действующих ученых о тарифах никто не пишет. Но зато в библиотеке огромное количество старых книг 1900–1920-х гг. – К. Я. Загорского, С. В. Бернштейна-Когана, А. Ф. Зайцева, которые А. Крейнин стал тщательно штудировать.

В итоге он активно включился в работу тарифно-экономического отдела. При его активнейшем участии проходят послевоенные тарифные реформы 1949, 1950, 1952 и 1955 гг.

Работая в МПС, А. Крейнин, стал проявлять интерес к научной работе. В 1956 году в сентябрьском номере журнала «Железнодорожный транспорт» выходит его первая научная статья «Пути улучшения системы грузовых тарифов», в 1957-м его работу публикует «главный» экономический журнал страны – «Вопросы экономики». В эти же годы он начинает работать над кандидатской диссертацией.

ВНИИЖТ

После защиты кандидатской А. В. Крейнин принял решение сосредоточиться на научной работе и перейти из МПС во ВНИИЖТ.Через два года он организовал и возглавил сектор ценообразования и тарифов в отделении экономики. Задача сектора заключалась в переходе от громоздкой, противоречивой, «лоскутной» системы тарифов к стройной системе, базирующейся на единых принципах и единой логике построения.

Привычная всем сегодня идея двухставочного тарифа была предложена именно А. В. Крейниным. Тариф стал складываться из двух элементов – движенческой составляющей, зависящей от расстояния перевозки, и ставки за начально-конечные операции. Реализация этой тарифной реформы проходила в два этапа – в 1967 и 1974 гг.

Научная деятельность у А. В. Крейнина тесно смыкается с просветительской: в 1969 году в издательстве «Знание» выходит его брошюра «Цены и ценообразование на транспорте», кроме того, он читает лекции студентам ВЗИИТа (ныне – РОАТ РУТ (МИИТ)), ездит по стране с лекциями перед работниками грузового хозяйства.

Magnum opus

В 1978 году выходит монография А. Крейнина «Транспортные тарифы в СССР», которая до сих пор считается одной из самых серьезных и глубоких работ из всего написанного по этой теме в Советском Союзе.Итогом многолетних исследований стала докторская диссертация – «Экономические проблемы формирования транспортных тарифов в СССР», защищенная в 1984 году (в возрасте 66 лет) в НИИ ценообразования Госкомцен СССР. Один из отзывов на диссертацию дал нобелевский лауреат Леонид Витальевич Канторович, который хорошо знал А. Крейнина. Нобелевский лауреат не только консультировался у А. Крейнина по вопросам тарифов, но даже некоторое время вел с ним совместную работу в научных советах АН СССР и во ВНИИЖТе, где Л. Канторович трудился в последние годы жизни.

Новые времена

Но и защитив докторскую диссертацию, А. Крейнин не стал почивать на лаврах, участвуя в подготовке тарифной реформы 1989 года.После ухода на пенсию Абрам Владимирович не отошел от научной работы, тем более что наступили новые, интересные – рыночные времена.

По заказу Национальной ассоциации транспортников и Георгия Давыдова А. Крейнин изучает материалы дореволюционных тарифных съездов и в 1998 году готовит аналитическую записку для вице-премьера Бориса Немцова о необходимости возрождения института общих тарифных съездов, на которых представители железных дорог, грузоотправители, представители органов власти обсуждали бы тарифную политику. Он активно публикуется в прессе, в журнале «Бюллетень транспортной информации» выходит цикл его статей по истории регулирования железнодорожных грузовых тарифов и проблемам совершенствования пассажирских тарифов.

В 2004-м выходит его новая монография «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России», которая с небольшими дополнениями вышла вторым изданием в 2010 году. В этой монографии 2004-го, А. Крейнин «расквитался» с цензурными ограничениями своей книги 1978 года, написав и о дореволюционных тарифах, и о том, что вместо идеологических догм «руководствуется исключительно профессиональным анализом».

Вплоть до самой смерти Абрам Владимирович сохранял бодрость духа и периодически надиктовывал статьи как научного, так и мемуарного характера. В частности, в журнале «Бюллетень транспортной информации» публиковались его очерки воспоминаний в том числе об участии в Великой Отечественной войне. Последняя его статья – воспоминания о своих коллегах-экономистах – вышла в марте 2016-го.

Умер А. Крейнин в январе 2017 года на 99-м году жизни у себя дома. После его смерти коллеги, ученые-транспортники, периодически проводят круглые столы, посвященные памяти ученого, на которых отдают дань памяти не только тем, что вспоминают Абрама Владимировича, но и тем, что делают доклады, посвященные актуальным проблемам современной тарифной политики и обсуждают современные теоретические и практические проблемы железнодорожных тарифов.

Ученый жив – пока читают его книги.

Автор: Фарид Хусаинов

Похожие сообщения

Написать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.