22 октября 2022 г. для учащейся молодежи г. Москвы в рамках
проекта Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы»
кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное
управление» Института экономики и финансов (ИЭФ) Российского
университета транспорта провела мероприятие «Поведенческая экономика:
социологический аспект феномена потребления». С лекцией выступил
доцент кафедры Макаров Олег Николаевич.
В лекции были рассмотрены основные понятия поведенческой
экономики, а именно: феномен «общества потребления», «экономика
красоты», «экономика физического роста», теория «подталкивания» (nudge)
и теория «якорения».
Содержание лекции было разделено на несколько блоков:
1 В рамках истории проблемы была раскрыта специфика
потребительской модели поведения в древних обществах: модель дарообмена
(институт «потлача»).
2 При рассмотрении термина «общество потребления» учащимся были
представлены новые модели принятия решения в рамках данного феномена,
отличающиеся от классических экономических моделей принятия решений, а
именно:
индивидуальная, коллективная и модель социально-психологического воздействия (трансгуманистическая).
3 При рассмотрении неоклассической экономической теории -
поведенческой экономики - были раскрыты социопсихологические мотивы
экономических решений потребителей в их стремлении к красоте, счастью и
благополучию.
Завершающим этапом лекции стало знакомство с новыми подходами в
управлении, которые могли бы гармонизировать человеческую иррациональность в интересах государственного и общественного развития.
Учащие ознакомлены с теорией Nudge Ричарда Талера как в теоретической,
так и в практической плоскости (как данная теория реализована в системе
государственного и муниципального управления ведущих стран мира).
В завершении лекции был проведен интерактивный опрос в контексте
оценки зависимости внешних параметров человека и экономического
доверия к нему.
Финальная часть мероприятия была посвящена ответам на вопросы.