- Доктор экономических наук, профессор
- Заведующий кафедрой "Экономика, организация и управление производством" (1989-1996)
- Председатель секции "Экономика и управление"
- НТС МПС России, Академик Российской академии транспорта
- Почетный железнодорожник
Алексей Дмитриевич Шишков родился 3 августа 1937 года в семье крестьян села Алябьево Стрелецкого района Курской области.
В 1952 году он поступил в Курский техникум железнодорожного транспорта, определив тем самым свой дальнейший жизненный путь. Техникум он окончил в 1956 году, и полтора года работал помощником машиниста паровоза в депо Ожерелье Московской железной дороги. За время работы он также овладел профессией помощника машиниста электровоза.
В 1961 году Алексей Дмитриевич поступил в МИИТ на специальность «Электрификация железнодорожного транспорта». В 1966 году Алексей Дмитриевич с отличием окончил институт и остался на кафедре «Экономика, организация и планирование производства» в должности ассистента.
В 1952 году он поступил в Курский техникум железнодорожного транспорта, определив тем самым свой дальнейший жизненный путь. Техникум он окончил в 1956 году, и полтора года работал помощником машиниста паровоза в депо Ожерелье Московской железной дороги. За время работы он также овладел профессией помощника машиниста электровоза.
В 1961 году Алексей Дмитриевич поступил в МИИТ на специальность «Электрификация железнодорожного транспорта». В 1966 году Алексей Дмитриевич с отличием окончил институт и остался на кафедре «Экономика, организация и планирование производства» в должности ассистента.
В 1970 году он поступил в аспирантуру, а уже в апреле 1972 года, на втором году обучения, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика технико-экономической оценки эксплуатационной надежности электроподвижного состава» и вернулся на должность ассистента кафедры, а в 1976 году получил ученое звание доцента
В это же время Алексей Дмитриевич начал работу над докторской диссертацией. В 1980 году выходит в свет его первая монография «Комплексное управление качеством продукции на железнодорожном транспорте». Он участвует в написании учебников по экономике предприятий по ремонту подвижного состава. Научные исследования Алексей Дмитриевич вел в постоянной связке с производством, активно сотрудничал с заводами по ремонту подвижного состава МПС, где апробировались и внедрялись его научные разработки.
Научную и педагогическую работу в этот период Алексей Дмитриевич активно совмещал с общественной работой, профсоюзной деятельностью
Он в течение ряда лет был членом профкома и председателем комиссии по труду и заработной плате института, работал в экспертной комиссии Госплана СССР. Но сам он считал, что как ученому-практику ему особенно была полезна работа внештатным инспектором в отделении транспорта и связи Комитета народного контроля СССР, где он мог наиболее детально знакомиться с работой предприятий, изучать их финансовую, бухгалтерскую и статистическую отчетность, учиться по данным отчетности быстро и объективно проводить аудит предприятия.
В октябре 1986 года А. Д. Шишков защитил докторскую диссертацию «Разработка теории и методов экономической оценки повышения надежности локомотивов», предварительно выпустив монографию «Народнохозяйственная эффективность повышения надежности технических средств железнодорожного транспорта» (1986 г.). В 1988 году он получил ученое звание профессора, а в 1989 году возглавил кафедру «Экономика, организация и управление производством».
В своих исследованиях Алексей Дмитриевич разработал теорию экономической эффективности повышения качества и надежности технических средств железнодорожного транспорта, научно обосновал оптимальные пропорции между капитальными вложениями в прирост парка локомотивов и капитальными вложениями в развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства, выявил взаимосвязь показателей надежности технических средств с качеством работы предприятий транспорта и качеством транспортного обслуживания отраслей народного хозяйства.
В октябре 1986 года А. Д. Шишков защитил докторскую диссертацию «Разработка теории и методов экономической оценки повышения надежности локомотивов», предварительно выпустив монографию «Народнохозяйственная эффективность повышения надежности технических средств железнодорожного транспорта» (1986 г.). В 1988 году он получил ученое звание профессора, а в 1989 году возглавил кафедру «Экономика, организация и управление производством».
В своих исследованиях Алексей Дмитриевич разработал теорию экономической эффективности повышения качества и надежности технических средств железнодорожного транспорта, научно обосновал оптимальные пропорции между капитальными вложениями в прирост парка локомотивов и капитальными вложениями в развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства, выявил взаимосвязь показателей надежности технических средств с качеством работы предприятий транспорта и качеством транспортного обслуживания отраслей народного хозяйства.
Накопленный опыт, разработанные методики Алексей Дмитриевич смог наиболее полно применить в конце 1980‑х годов: он активно участвовал в переводе промышленных предприятий МПС на арендные отношения, много ездил по стране, организуя научное сопровождение проводимых в отрасли преобразований
В 1990 году А. Д. Шишков в течение полугода обучался в Школе международного бизнеса при МГИМО, что позволило ему идти в ногу со временем, адаптировать свои исследования к меняющимся экономическим условиям. В следующем году он стажировался в Школе международного бизнеса, образования и исследований в Плацбурге (США).
В начале 1990‑х годов Алексей Дмитриевич многократно получал предложения уйти в бизнес – использовать свои знания и опыт в новой, безусловно, более прибыльной сфере, в которой на первом этапе становления рыночной экономики очень не хватало высококвалифицированных специалистов
Он остался верен выбранной профессии ученого и педагога. В эти годы он активно работал над проблемами встраивания железнодорожного транспорта в систему рыночных отношений, выработки экономического механизма управления железнодорожным транспортом в условиях рынка. Эти труды не остались незамеченными научными кругами: в 1991 году А. Д. Шишков избирается членом-корреспондентом, а в 1993 году – академиком Российской академии транспорта.
В 1991 году он становится председателем экономической секции Научно-технического совета (НТС) МПС России, а в 1994 году – членом президиума НТС. Он участвует в подготовке коллективной монографии «Дорога в рынок. Железнодорожный транспорт в условиях формирования рыночных отношений» (1994 г.), под его редакцией выходит учебное пособие «Маркетинг пассажирских перевозок» (1996 г.), с его участием были подготовлены «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте» (1997 г.). Выполненные в эти годы научные и методические разработки Алексей Дмитриевич обобщил в учебниках, написанных им в соавторстве с другими учеными отрасли: «Экономика железнодорожного транспорта» (1996), а также «Экономика промышленных предприятий транспорта» (1997) и «Организация, планирование и управление производством по ремонту подвижного состава»(1997), вышедших уже после его кончины.
В 1991 году он становится председателем экономической секции Научно-технического совета (НТС) МПС России, а в 1994 году – членом президиума НТС. Он участвует в подготовке коллективной монографии «Дорога в рынок. Железнодорожный транспорт в условиях формирования рыночных отношений» (1994 г.), под его редакцией выходит учебное пособие «Маркетинг пассажирских перевозок» (1996 г.), с его участием были подготовлены «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте» (1997 г.). Выполненные в эти годы научные и методические разработки Алексей Дмитриевич обобщил в учебниках, написанных им в соавторстве с другими учеными отрасли: «Экономика железнодорожного транспорта» (1996), а также «Экономика промышленных предприятий транспорта» (1997) и «Организация, планирование и управление производством по ремонту подвижного состава»(1997), вышедших уже после его кончины.
Всего им было опубликовано более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе шесть монографий, шесть учебников, семь методических пособий, утвержденных МПС, подготовлены два доктора и шесть кандидатов экономических наук. Много сил он отдавал своей кафедре, ее укреплению и развитию, а это было невероятно трудно в 90‑е годы. И уже в 1996 году, будучи смертельно болен и осознавая это, он как-то сказал, будто споря с кем-то: «Зато я сохранил кафедру!» Свои знания и наблюдения в области социальной психологии он изложил в двухтомном учебном пособии «Управление собой, людьми и коллективами (в помощь менеджеру)» (1995 г.), написанном им совместно с Е. Н. Вавиловым.