Выдающиеся ученые ИЭФ

Шульга Валерий Яковлевич (1919-2008)

  • Доктор технических наук, профессор
  • Заведующий кафедрой "Экономика строительного производства" (1970-1991)
  • Декан ИЭФ (1980-1985)
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
  • Академик Российской академии транспорта
Валерий Яковлевич Шульга родился в деревне Ананино Юхновского района Калужской области в семье техника-путейца.

В феврале 1942 года окончил инженерно экономический факультет МИИТа, был распределен на бывшую Калининскую прифронтовую железную дорогу, на которой проработал более 5 лет, пройдя путь от инженера Военно-восстановительной службы до главного инженера, заместителя начальника 5-го участка строительно-восстановительных работ. Здесь он приобрел большой опыт восстановления объектов железнодорожного транспорта, разрушенных войной.

Весной 1942 года Шульга окончил курсы подрывников и принимал участие в ликвидации неразорвавшихся бомб, которые сбрасывали немцы на железнодорожное полотно, чтобы затруднить восстановительные работы.
При восстановлении плотины возле станции Насва технико-экономические расчеты, выполненные Шульгой, доказали эффективность восстановления старой плотины взамен сооружения новой шпунтовой, предложенной проектной организацией. Это предложение было принято руководством, о нем было рассказано в районной газете и впоследствии зачтено Шульге при поступлении в аспирантуру.

На производстве у Шульги В. Я. проявилась тяга к технико-экономическим расчетам и анализу

В 1950 году Валерий Яковлевич Шульга успешно защитил в МИИТе кандидатскую диссертацию под руководством члена-корреспондента АН СССР, профессора Б. Н. Веденисова и начал работать сначала ассистентом, затем доцентом, а потом и профессором кафедры «Путь и путевое хозяйство». А с 1970 по 1992 годы он был бессменным руководителем одной из ведущих кафедр института – «Экономика строительного производства».

Многого добился Валерий Яковлевич как ученый

Научные исследования велись Шульгой В. Я. в нескольких направлениях. Главнейшим из них была область технико-экономических расчетов, обоснования правомерности и порядка использования технических показателей в экономических расчетах.

Характерной особенностью этих работ являлась их завершенность в виде методик и практических рекомендаций по вопросам границ рационального применения прицепных и самоходных скреперов, различных типов промежуточных скреплений, сфер рационального применения бесстыкового пути, типов верхнего строения пути рельсов для БАМа и др.

Он впервые в путевом хозяйстве при технико-экономических расчетах исследовал и установил влияние временного фактора, связанного со старением и изношенностью пути, на эксплуатационные расходы, применил объединенные графики технических и экономических показателей при сравнении вариантов пути и его элементов, что дало возможность укладывать и эксплуатировать их наиболее оптимально.

Методы технико-экономических расчетов, разработанные В. Я. Шульгой, применены в проектных и производственных организациях, например, в проекте приведения мощности пути к условиям эксплуатации, а также вошли в учебники для вузов. В. Я. Шульга принял активное участие в разработке бесстыкового пути, начавшегося в 50‑х годах, вскоре после восстановления железных дорог, разрушенных в годы Отечественной войны. Работы В. Я. Шульги в области бесстыкового пути были отмечены серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР.

Предметом его исследований и обобщений также являлась надежность работы пути и безопасность движения поездов. В частности, профессиональное сообщество высоко оценило книгу «Путь и безопасность движения поездов», написанную коллективом авторов, среди которых был и Валерий Яковлевич. В составе делегаций В. Я. Шульга неоднократно выезжал за границу по приглашению зарубежных коллег, бывал в Швейцарии, Франции, Индии.

Валерий Яковлевич был замечательным лектором, обладающим феноменальной памятью, и неутомимым наставником

Под его руководством были подготовлены более 25 докторских и кандидатских диссертаций, издано множество очень полезных учебников для транспортных вузов (всего Шульгой было выполнено более 380 работ). За свой весомый вклад в дело воспитания специалистов транспортной отрасли Валерий Яковлевич Шульга был удостоен высокого звания «Почетный профессор МИИТа».

В. Я. Шульга постоянно вел большую работу как член Ученых советов МИИТа, НИИЭС Госстроя СССР, ВНИИЖТа; много лет был членом экспертных советов BАК CССР, Путейской комиссии НТC МПС, членом и председателем секции экономики Госстроя СССР, председателем общества «Знание» Кировского района г. Москвы. До конца жизни Валерий Яковлевич продолжал трудиться профессором кафедры «Экономика строительного производства», работал над учебниками и учебными пособиями, готовил научные статьи, руководил аспирантами, работал над книгами по истории университета.