- Доктор экономических наук, профессор
- Заведующий кафедрой "Экономика транспорта" (1956-1959)
- Академик Академии наук СССР
- Заслуженный деятель науки СССР
Хачатуров Тигран Сергеевич родился в 1906 году в году Москве в семье юриста.
Высшее образование Т. С. Хачатуров получил также в Москве. Он учился на факультете экономических наук Московского государственного университета, который окончил в 1928 г.
В 1940 г. Тиграну Сергеевичу была присуждена ученая степень доктора экономических наук, в том же году он присвоено ученое звание профессора, в 1943 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР.
Тигран Сергеевич – личность неординарная. Выдающийся экономист, профессионал, он был широко признан учеными самых разных мировоззрений.
Высшее образование Т. С. Хачатуров получил также в Москве. Он учился на факультете экономических наук Московского государственного университета, который окончил в 1928 г.
В 1940 г. Тиграну Сергеевичу была присуждена ученая степень доктора экономических наук, в том же году он присвоено ученое звание профессора, в 1943 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР.
Тигран Сергеевич – личность неординарная. Выдающийся экономист, профессионал, он был широко признан учеными самых разных мировоззрений.
Обычно критериями профессионального имиджа ученого всегда являлось количество написанных им работ, ученая степень, звания и должности.
Для Тиграна Сергеевича Хачатурова эти регалии несущественны. По количеству научных работ (их у него было более 600) ему мало равных, а научные титулы он как бы сам не очень жаловал. Им написаны многие десятки весьма объемных и чрезвычайно полезных книг. Например, такие как «Размещение транспорта в капиталистических странах и в СССР», «Основы экономики железнодорожного транспорта», «Железнодорожный транспорт СССР», «Советская экономика на современном этапе», «Интенсификация и эффективность в условиях развитого социализма» и множество других. Что примечательно – на его книгах мало где встречается перечень почетных званий и титулов автора, хотя в момент их написания Хачатуров уже был членом-корреспондентом, профессором, а потом и академиком.
Его скромность, простоту в общении отмечали и ученики Тиграна Сергеевича, которых было немало во многих странах мира. Он умел найти слова поддержки для каждого из них, увлечь научными гипотезами, окрылить идеями.
Когда он шел читать лекцию студентам, то аспиранты кафедры, шли за ним гурьбой, едва успевая за высоким, стремительным, интеллигентным лидером. Лекции Тигран Сергеевич читал свободно и увлеченно, как читают поэму. Не глотал слова, делал паузы, размышлял. За ним всегда можно было обстоятельно записать лекцию, и главное – всегда понять ее суть. Если внимание студента к лекции ослабевало, то Тигран Сергеевич сердился, причем иногда весьма темпераментно. Он искренне изумлялся тому, что его жаждут послушать известные во всем мире ученые и специалисты, а студенты позволяют себе отвлекаться.
Когда он шел читать лекцию студентам, то аспиранты кафедры, шли за ним гурьбой, едва успевая за высоким, стремительным, интеллигентным лидером. Лекции Тигран Сергеевич читал свободно и увлеченно, как читают поэму. Не глотал слова, делал паузы, размышлял. За ним всегда можно было обстоятельно записать лекцию, и главное – всегда понять ее суть. Если внимание студента к лекции ослабевало, то Тигран Сергеевич сердился, причем иногда весьма темпераментно. Он искренне изумлялся тому, что его жаждут послушать известные во всем мире ученые и специалисты, а студенты позволяют себе отвлекаться.
Хачатуров очень много и плодотворно трудился. Он не только много писал, но еще больше читал. Не было такого случая, когда бы Тигран Сергеевич, беседуя с широким кругом профессионалов, показал свою неосведомленность о какой-либо статье или авторе, которую назвали собеседники
Человеческие качества Хачатурова проявлялись иногда в острых, а порой и сложных ситуациях
Однажды члены бюро Президиума Совета Министров СССР слушали доклад о состоянии дел в железнодорожных вузах. Вел заседание Лаврентий Берия. Хачатуров в то время был директором ЦНИИ МПС (ныне ВНИИЖТ РФ) и в этом качестве присутствовал на заседании как ответчик. Обстановка сильно накалилась. Председательствующий, обращаясь к Тигранy Сергеевичу, спросил: «Ну, а вы что скажите, молодой человек?» Очевидцы рассказывали, что Тигран Сергеевич встал и с достоинством ответил: «Я здесь, Лаврентий Павлович, не молодой человек, а член-корреспондент Академии наук СССР, директор института». На такое мужество тогда решился бы не каждый из присутствующих. Всесильный нарком улыбнулся.
В 1941 году, в 35‑летнем возрасте, он – заместитель, а затем с 1945 по 1949 г. директор Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. С 1949 по 1953 г. и с 1967 по 1971 г. Т.С. Хачатуров – академик секретарь Отделения экономики и права АН СССР; в 1955–1959 гг. – директор Института комплексных транспортных проблем АН СССР. Параллельно с этим Тигран Сергеевич вел большую педагогическую работу в различных вузах г. Москвы. Так, в 1931–1941 гг. – он доцент, профессор МЭМИИТа им. Ф. Э. Дзержинского; в 1944–1949 гг. – заведующий кафедрой «Экономика связи» Московского электротехнического института связи; одновременно – профессор кафедры «Советская экономика» Высшей партийной школы при ЦК КПСС; в 1947– 1954 гг. – заведующий кафедрой «Экономика железнодорожного транспорта», профессор академии железнодорожного транспорта; в 1949– 1952 гг. – заведующий кафедрой «Экономика транспорта» МИИТа; в 1952– 1958 гг. – заведующий кафедрой «Экономика транспорта» МТЭИ: с 1971 г. профессор Экономического факультета МГУ М. В. Ломоносова, а с 1976 г. – заведующий лабораторией Экономического факультета МГУ. В последние десять лет жизни Хачатуров часто выезжал за рубеж читать лекции.
Академик Т. С. Хачатуров отдавал много времени общественно-научной и редакционно-издательской работе. Он был главным редактором журналов «Техника железных дорог», «Вопросы экономики», членом редколлегии многих академических изданий. В разные годы Тигран Сергеевич возглавлял всевозможные редакции, комиссии, общества. На Международном экономическом конгрессе в Канаде в 1968 г Т. С. Хачатуров был избран членом исполкома совета Международной экономической ассоциации (МЭА).
В 1941 году, в 35‑летнем возрасте, он – заместитель, а затем с 1945 по 1949 г. директор Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. С 1949 по 1953 г. и с 1967 по 1971 г. Т.С. Хачатуров – академик секретарь Отделения экономики и права АН СССР; в 1955–1959 гг. – директор Института комплексных транспортных проблем АН СССР. Параллельно с этим Тигран Сергеевич вел большую педагогическую работу в различных вузах г. Москвы. Так, в 1931–1941 гг. – он доцент, профессор МЭМИИТа им. Ф. Э. Дзержинского; в 1944–1949 гг. – заведующий кафедрой «Экономика связи» Московского электротехнического института связи; одновременно – профессор кафедры «Советская экономика» Высшей партийной школы при ЦК КПСС; в 1947– 1954 гг. – заведующий кафедрой «Экономика железнодорожного транспорта», профессор академии железнодорожного транспорта; в 1949– 1952 гг. – заведующий кафедрой «Экономика транспорта» МИИТа; в 1952– 1958 гг. – заведующий кафедрой «Экономика транспорта» МТЭИ: с 1971 г. профессор Экономического факультета МГУ М. В. Ломоносова, а с 1976 г. – заведующий лабораторией Экономического факультета МГУ. В последние десять лет жизни Хачатуров часто выезжал за рубеж читать лекции.
Академик Т. С. Хачатуров отдавал много времени общественно-научной и редакционно-издательской работе. Он был главным редактором журналов «Техника железных дорог», «Вопросы экономики», членом редколлегии многих академических изданий. В разные годы Тигран Сергеевич возглавлял всевозможные редакции, комиссии, общества. На Международном экономическом конгрессе в Канаде в 1968 г Т. С. Хачатуров был избран членом исполкома совета Международной экономической ассоциации (МЭА).
Вклад Т. С. Хачатурова в экономическую науку многообразен и широк
Он разработал и обосновал технико-эксплуатационные типы железнодорожного транспорта мира. Железнодорожный транспорт Т. С. Хачатуров классифицировал на три типа: американский, европейский и колониальный. В качестве признаков типизации им были приняты: мощность транспортной единицы (масса поезда) и частота их обращения (плотность движения поездов).
Эта классификация, выполненная в середине прошлого века, в основном сохраняет свое значение и до настоящего времени. Тигран Сергеевич предложил включить в теорию развития транспорта соблюдение трех видов пропорциональности: между транспортом и народным хозяйством, между видами транспорта и между отдельными хозяйствами внутри каждого вида транспорта. Т. С. Хaчатуров является основоположником методики оценки эффективности ускорения перевозок, включающей оценку влияния транспорта на ускорение темпов экономического роста народного хозяйства.
Он разработал совместно с Е.Д. Хануковым и Я. В. Шуксталь методику определения экономической эффективности различных видов транспорта на основе сопоставления стоимостных и натуральных показателей. Нормативный материал (приложение к методике) долгие годы служил пособием при планировании, проектировании развития и функционирования транспортной системы России, а также при подготовке вузами экономистов. Тигран Сергеевич разработал метод определения эффекта при строительстве новых путей сообщения. Речь идет о линиях, позволяющих включать в экономический оборот страны новые природные ресурсы. Это линии, например, типа Печорской магистрали, Турксиба, БАМа и т. п. Сущность метода состоит в том, что часть прироста национального дохода, полученного в результате развития производства в районе тяготения к построенному пути, предложено относить на транспорт и принимать эту часть пропорционально доле транспорта в создаваемых в данном районе новых основных фондах.
Эта классификация, выполненная в середине прошлого века, в основном сохраняет свое значение и до настоящего времени. Тигран Сергеевич предложил включить в теорию развития транспорта соблюдение трех видов пропорциональности: между транспортом и народным хозяйством, между видами транспорта и между отдельными хозяйствами внутри каждого вида транспорта. Т. С. Хaчатуров является основоположником методики оценки эффективности ускорения перевозок, включающей оценку влияния транспорта на ускорение темпов экономического роста народного хозяйства.
Он разработал совместно с Е.Д. Хануковым и Я. В. Шуксталь методику определения экономической эффективности различных видов транспорта на основе сопоставления стоимостных и натуральных показателей. Нормативный материал (приложение к методике) долгие годы служил пособием при планировании, проектировании развития и функционирования транспортной системы России, а также при подготовке вузами экономистов. Тигран Сергеевич разработал метод определения эффекта при строительстве новых путей сообщения. Речь идет о линиях, позволяющих включать в экономический оборот страны новые природные ресурсы. Это линии, например, типа Печорской магистрали, Турксиба, БАМа и т. п. Сущность метода состоит в том, что часть прироста национального дохода, полученного в результате развития производства в районе тяготения к построенному пути, предложено относить на транспорт и принимать эту часть пропорционально доле транспорта в создаваемых в данном районе новых основных фондах.
Тиграну Сергеевичу Хачатурову принадлежит заслуга в деле формирования нового научного направления – комплексной оценки эффективности капитальных вложений в народное хозяйство. Это направление практически было отражено в многократно переизданной «Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве». Тигран Сергеевич Хачатуров был Человеком с большой буквы, высокообразованным, профессионально компетентным, широкой эрудиции и высокой культуры.